Help with Search courses

К ИСТОРИИ И ЭСТЕТИКЕ ДЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: ОТ «РВАНЫХ БАШМАКОВ» ДО «ЧАСТНОГО ПИОНЕРСКОГО»
































Бернатоните Ада Казимировна,, доцент кафедры отечественной истории и культурологии ТГПУ, член гильдии киноведов и кинокритиков России, кандидат искусствоведения

Курс стартует 01.04.2019



Учебный материал


Курс представляет собой введение в мир детского кинематографа в контексте рассмотрения эстетических и исторических реалий кинотворчества. Он предназначен для получения общего представления о литературных, идеологических, художественных и стилистических контекстах, в рамках которых создается кино для детей. Анализ специфики жанра, мировоззренческих позиций, ролевых кинематографических игр взрослый-ребенок, описание технических оригинальных находок, ключевые исторические вехи в процессе создания советского и постсоветского детского кинематографа, - все это Вы найдете в рамках данного курса. В курсе мы не обошли вниманием также современный российский кинематограф для детей, представив его в перспективе тематически-идейного воплощения и направленности на определенную возрастную категорию школьников.

Формат:
Курс включает:
  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 12 вопросов к каждому разделу курса);
  • предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, включающее 48 вопросов.
Курс рассчитан на 4 недели изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 7–10 часов (в зависимости от сложности раздела). Общая трудоёмкость курса – 2 зачётные единицы.

Используемые источники и информационные ресурсы:

http://uspeh-moodle.tspu.ru/docs/2018/kino.pngКарта детского советского кино

Требования:
Курс носит вводный характер и рассчитан на широкий круг слушателей, обладающих минимальными начальными познаниями в области советского и российского детского кинематографа: обучающиеся высших и профессиональных образовательных организаций, искусствоведы, культурологи. Требуется минимальное владение представлениями о кинематографическом процессе и о месте в нем детского кинематографа. Данный курс может представлять интерес как для любителей кино, так и для профессионалов - искусствоведов и культурологов.

Программа курса
Раздел 1. Жанровая природа детского кинематографа.
1. 1. Киносказка и ее роль в формировании кинематографического восприятия ребенка.
1.2. Специфика жанра приключения в детском кинематографе.
1. 3. Жанр фантастики в советском детском кинематографе.
1.4. Фильмы о школе: коллективистская идеология или проявление индивидуальности.

Раздел 2. Специфика создания образа в детском кинематографе.
2.1 Роль фантазии и механизмы ее функционирования в фильмах для детей.
2.2. Время и пространство в детском кинематографе.
2. 3. Персонажи-взрослые в детском кинематографе.
2. 4. Персонажи-дети в детском кинематографе.

Раздел 3. Морально-нравственные императивы в детском советском кинематографе.
3.1. Идейно-тематическое единство как воплощение нравственных ориентиров в детском советском кино.
3.2. Семья как ценность и семейные ценности в детском советском кино.
3.3. Поступок как принцип противостояния обстоятельствам в детском советском кинематографе.
3.4. Образ героя в национальном детском кинематографе республик СССР.

Раздел 4. Специфика картины мира в современном детском кинематографе.
4. 1. Наследование советской традиции или изменение системы координат в современном детском кино.
4.2. Ключевые мотивы фильмов для детей младшего школьного возраста.
4.3. Современный детский кинематограф для детей среднего школьного возраста: спектр проблем и возможные варианты решения.
4.4. Детский кинематограф для детей старшего школьного возраста.


Результаты обучения (что в результате обучения обучающиеся будут ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ):
В результате освоения курса, обучающийся способен:
- ЗНАТЬ основные эстетические и идеологические принципы, лежащие в основе детского советского кинематографа;
- УМЕТЬ осуществлять анализ фильма в зависимости от контекста времени, и эстетики в которой он снят;
- ВЛАДЕТЬ первичными навыками написания рецензий и обзорных статей по вопросам детского кинематографа.

После освоения курса слушатели могут:
- владеть основной терминологической базой, имеющей отношение к жанровой и технической специфике детского кинематографа;
- организовывать кинопросмотры с обсуждением и анализом фильма;
- работать с фильмом, как с составляющей кинопроцесса, понимая его место в истории кино и структурные элементы;
- анализировать кинопроцессы, имеющие отношение к детскому кинематографу;
- понимать специфику жанров в детском кино и то, чем их жанровая функциональность отличается от кино для взрослой аудитории;
- ориентироваться в идеологическом, историческом и стилистическом измерениях советского кинематографа для детей;
- быть в курсе тех кинопроцессов, которые характерны для современного детского кино;
- использовать навыки анализа фильмов для потребностей образовательного процесса в области изучения культуры и эстетики;
- реализовывать проектную деятельность, связанную с пропагандой кинематографа для детей, как советского, так и современного;
- понимать закономерности исторического развития, специфику, статус кино в историко-культурном контексте;
- выполнять научные исследования и разработки в области детского кинематографа, владеть основными приемами поиска и аналитической обработки данных о фильмах и кинопроцессе;
- представлять итоги проделанной аналитической работы в виде лекций и показов с обсуждениями;
- создавать педагогические условия для успешного личностного становления обучающегося, в том числе, через изучение истории детского кино, способствовать повышению уровня его осведомленности, стимулировать его желание смотреть детские советские и современные фильмы и анализировать их.

Для каких направлений подготовки, прежде всего, предназначен курс:
Направления подготовки/специальностей
55.05.05 Киноведение
51.03.03 Социально-культурная деятельность
50.03.04 Теория и история искусств
51.03.01 Культурология
45.03.01 Филология
46.03.01 История
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.03.01 Педагогическое образование
50.02.01 Мировая художественная культура